1. РАЗРАБОТАНО председателем цикловой методической комиссии специальных дисциплин Алимджановой Гульнарой Сапаровной, председателем цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Тлеулиевой Гульнарой Тукеновной, председателем Цикловой Методической комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин Джебековой Кымбат Тохтаровной
  1. ОБСУЖДЕНО И ОДОБРЕНО  решением Методического Совета Коммунального государственного казенного предприятия «Колледж индустрии туризма и гостеприимства, город Алматы»                                       

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и передано третьим сторонам без разрешения Директора.

  1. Общие положения
    1. Настоящее положение определяет цели, задачи, функции, права и ответственность  Цикловой Методической Комиссии в системе менеджмента качества Коммунального государственного казенного предприятия «Колледж индустрии туризма и гостеприимства, город Алматы» Управления образования города Алматы (далее Колледж).
    2. Цикловая Методическая Комиссия (далее ЦМК) является объединением педагогических работников одного цикла родственных учебных дисциплин, ведущих работу на дневном и заочном отделениях Колледжа.
    3. ЦМК создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора Колледжа.
    4. Наименование ЦМК, профессиональный состав членов, перечень дисциплин закрепленных за ним (Ф.07.502),  устанавливается на учебный год директором Колледжа.
    5. Количественный состав ЦМК должен быть не менее 5 (пяти) преподавателей, работающих на дневном и заочном отделении, в том числе работающих по совместительству.
    6.  Непосредственное руководство ЦМК осуществляет председатель, назначенный приказом директора Колледжа из числа преподавателей.
    7.  Общее руководство работой всех ЦМК Колледжа осуществляет заместитель директора по научной и учебно-методической работе.
    8.  Председатель ЦМК должен иметь высшее образование, стаж работы на педагогических должностях или по специальности не менее 5 лет.
    9. Председатель и члены ЦМК должны руководствоваться:
  1. действующим законодательством Республики Казахстан;
  2. Уставом колледжа, правилами внутреннего трудового распорядка;
  3. приказами и распоряжениями директора, заместителя директора по научной и учебно-методической работе и заместителя директора по учебной работе;
  4. стратегическим планом развития Колледжа, комплексным планом работы Колледжа на учебный год;
  5. внутренней документацией СМК Колледжа;
  6. правилами работы с документами строгой отчетности, правилами организации и осуществления учебно-методической работы;
  7. настоящим положением.

2. Нормативные ссылки

1. В настоящем положении использованы ссылки на следующие документы:

1) Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 № 319-III
«Об образовании»;

2) Постановление Правительства Республики Казахстан № 130 от 19 января 2012 года «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального образования»;

3) Постановление  Правительства Республики Казахстан № 1570 от 21 декабря 2011 года типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях;

4) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 (изменения № 287 от 21 мая 2008 года)

«Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической  работы»;

5) Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года  № 644 « Об утверждении Типовых правил  деятельности методического  (учебно-методического, научно-методического)  совета и порядок его избрания»;

6) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 апреля 2008 года № 181 «Об утверждении Правил аттестации педагогических работников»;

7) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 марта 2012 года № 99 «Об утверждении Правил организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства»

8) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344 «Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий»;

9) Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 07 августа 2013 года «Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»;

10) Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан ;

11)  СТ РК ИСО 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования;

12)СТ СМК ВТШ-К 02-2012 Документированная процедура «Управление документацией»;

2. Настоящее Положение устанавливает требования к применению форм записей в деятельности ЦМК

1) альбом унифицированных форм записей, применяемых в процессе КП КИТиГ-07-2014«Инновационная и методическая работа».

 

3. Термины, определения и сокращения

3. В настоящем положении применяются следующие термины и определения:

1) техническое и профессиональное образование – составная часть системы образования, направленная на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по всем основным видам общественно-полезной профессиональной деятельности;

2) образовательная учебная программа — документ, разрабатываемый на основе государственных образовательных стандартов образования, определяющий содержание подготовки кадров технического и обслуживающего труда;

3) профессиональная учебная программа – документ, определяющий содержание технического и профессионального образования по конкретной профессии или специальности;

4) перечень профессий и специальностей – систематизированный реестр профессий и специальностей, определяющий наиболее общие параметры обучения: уровень профессиональной квалификации, сроки обучения в зависимости от базового образования;

5) цикл – совокупность учебных дисциплин одной образовательной направленности;

6) нормативный срок обучения – срок усвоения профессиональной учебной программы по конкретной форме обучения (очное, вечернее, заочное);

7) квалификация – вид и уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по конкретной профессии и специальности;

4.  В настоящем положении используются следующие сокращения:

1) ГОСО – государственный образовательный стандарт образования;

2) РУП —  рабочий учебный план;

3) ТиПО – техническое и профессиональное образование;

4) СМК – система менеджмента качества

5) ЦМК —  Цикловая Методическая Комиссия

6) УМК- учебно-методический комплекс

7) Колледж – Колледж индустрии туризма и  гостеприимства

4. Цели и задачи

5. Цели ЦМК:

  1. обеспечение качества учебно-методического процесса;
  2. методическое обеспечение учебных дисциплин на соответствие  ГОСО в сфере технического и профессионального образования по специальностям;
  3. совершенствование профессионального уровня педагогических работников, направленных на улучшение качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности на рынке труда.

6. Задачами ЦМК являются:

  1. учебно- методическое обеспечение реализации образовательного процесса;
  2. внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;
  3. развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического состава;
  4. изучение и распространение передового опыта, оказание помощи начинающим  преподавателям в овладении педагогическим мастерством; повышение профессионального уровня преподавателей ЦМК.
  1. Функции

7.ЦМК выполняет следующие функции:

  1. разработка и экспертиза, согласование и обсуждение учебных планов, рабочих учебных программ, программ производственной практики, календарно-тематических и поурочных  планов;
  2. согласование  и обсуждение тематики и содержания курсовых, лабораторных работ и практических занятий (Ф.07.5-16), (Ф.07.5-17);
  3.  согласование  и обсуждение методических пособий, рекомендаций, указаний по изучению отдельных тем и разделов дисциплин, выполнению лабораторных и практических работ, курсовых работ, организации самостоятельной работы студентов;
  4. определение технологии обучения (выбор средств и методов обучения, инновационных педагогических технологий);
  5. организация и   проведение промежуточной  и итоговой аттестации студентов (определение формы и условий аттестации, выработка единых требований к оценке знаний и умений студентов по отдельным дисциплинам, разработка содержания экзаменационных материалов: билетов, контрольных и зачётных работ, тестов и других материалов);
  6. совершенствование методического и профессионального мастерства преподавателей, пополнение их профессиональных знаний, оказание помощи начинающим преподавателям (Ф.07.5-5), (Ф.07.5-13);
  7. обеспечение контроля качества преподавания дисциплин цикла путем посещения практических, семинарских, лабораторных, теоритических  и др. видов занятий (Ф.07.5-07), (Ф.07.5-08), (Ф.07.5-11);
  8. принимает участие в организации  олимпиад по предметам, предметных  недель, конкурсов профессионального мастерства, научной деятельности студентов (Ф.07.5-06), (Ф.07.5-19);
  9. принимает участие в организации работы инженерно-педагогических работников по разработке  учебно-методических комплексов, учебников, предметно-программных средств, учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов;
  10.  принимает участие в организации работы по апробации  учебно-методических комплексов, учебников, учебных пособий для организаций ТиПО;

     11. принимает участие в организации работы по экспертизе учебной, учебно-методической и научно-методической литературы, пособий и других материалов для организаций ТиПО;

    12. принимает участие в организации экспертизы, разработки, переводы,  актуализацию тестовых заданий для проведения Оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускникам с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования;

    13) принимает участие в разработке государственных общеобязательных стандартов образования, образовательных учебных программ и типовых учебных программ по дисциплинам ТиПО МОН РК;

     14) консультирование молодых педагогов;

     15) принимает участие в организации работы Колледжа в режиме экспериментальной площадки;

     16) осуществляет методическую и информационную поддержку преподавателей цикла в выборе и работе над темой саморазвития, контролирует  Систематизацию дидактических и методических папок ИПР материалами (Ф.07.5-15);

8. Председатель ЦМК осуществляет следующие функции:

  1. выбор форм и организация методической работы, обеспечение преемственности педагогических традиций, обобщение передового опыта работы лучших преподавателей ЦМК (Ф.07.5-05);
  2. организацию и осуществление работ по разработке учебно-методических комплексов  по дисциплинам, закрепленных ЦМК, учебно-методических пособий; учебников и электронных учебников на основе типовых учебных программ, учебных программ по дисциплинам для конкретных специальностей и требованиям к структуре, содержанию и оформлению УМК;
  3. координацию  работ по обсуждению, одобрению и представлению на утверждение учебно-планирующей и отчетной документации ЦМК, а также УМК, материалов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
  4.   обсуждение и предоставление характеристики членам ЦМК — преподавателям, проходящих процедуру аттестации педагогических работников;
  5.   планирование, организацию и проведение открытых занятий, онлайн уроков, мастер-классов и других мероприятий в рамках декады ЦМК (Ф.07.5-07);
  6. организацию и проведение предметных и тематических  олимпиад и конкурсов;
  7. организацию и осуществление работ по исследованию методической темы ЦМК (Ф.07.5-15);
  8. выработку единых требований к содержанию работы кабинетов: рассмотрение и обсуждение планов работы кабинетов/лабораторий, относящихся к компетенции ЦМК;
  9. обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля обучающихся, анализ качества знаний обучающихся в разрезе дисциплин, и разработка предложений по улучшению деятельности преподавателей ЦМК.

9. Председатель ЦМК несет ответственность:

  1. за качественное исполнение своих обязанностей;
  2. за распределение ответственности и полномочий преподавателей;
  3. за обеспечение своевременного и качественного написания определенных разделов годового отчета Колледжа по итогам учебного года;
  4. за подготовку материалов к педагогическим советам и заседаниям ЦМК по вопросам учебно-методической работы;
  5.  за качественное выполнение научной и учебно-методической работы, проведение SWOT-анализа (Ф.07.512), подведение итогов  деятельности ЦМК за отчетный учебный год и подсчета рейтинговой оценки деятельности ЦМК (Ф.07.513), (Ф.07.521);
  6. дисциплинарную ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
    1. Члены ЦМК несут ответственность:
  1. за качественное и своевременное выполнение обязанностей в рамках деятельности ЦМК по пункту 11 настоящего положения и должностных инструкций преподавателей общеобразовательных  или специальных дисциплин;
  2. за дисциплинарную ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
    1. Члены ЦМК обязаны:
  1. посещать заседания цикловой комиссии, круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты преподавателей и т.п.;
  2. принимать участие в работе ЦМК, выполнять принятые комиссией решения и поручения председателя ЦМК;
  3. принимать активное участие в проведении предметных недель и выполнение методической темы ЦМК (Ф.07.5-06, Ф.07.5-15);
  4. повышать свою квалификацию и педагогическое мастерство (Ф.07.5-05, Ф.07.5-08, Ф.07.5-14, Ф.07.5-18);
  5. подготовить оценку профессионального рейтинга преподавателя для оценки рейтинга деятельности ЦМК в целом за отчетный учебный год (Ф.07.513).
  6.   Права председателя ЦМК:
  7. представлять интересы ЦМК на заседаниях педагогического совета Колледжа;
  8. знакомиться с проектами и решениями директора Колледжа, коллегиальных органов (педагогический и учебно-методический советы);
  9. контролировать  ход учебного процесса, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, качество преподавания;
  10. вносить на рассмотрение директора или заместителям директора  по учебной, методической и воспитательной работе  предложения по улучшению качества преподавания дисциплин; выдвигать предложения по улучшению учебного процесса и воспитательной работы на ЦМК;
  11. давать распоряжения, указания и требовать от преподавателей ЦМК выполнения поручений, поставленных целей и задач по качеству, требований документации СМК Колледжа и других нормативных документов;
  12. ходатайствовать перед директором Колледжа о поощрении или дисциплинарном взыскании преподавателей ЦМК,
  13. ходатайствовать перед директором Колледжа о материально-техническом обеспечении учебных кабинетов и творческих лабораторий;
  14. рекомендовать преподавателей ЦМК на повышение квалификационной категории;
  15. рекомендовать преподавателей для прохождения различных форм повышения квалификации (Ф.07.5-05);
  16. вносить предложения по улучшению материально-технической базы ЦМК;
  17. посещать и анализировать занятия преподавателей — членов ЦМК (Ф.07.508, Ф.07.511);
  18. участвовать в работе стипендиальной, аттестационной комиссии, аттестационной комисии по итоговой аттестации обучающихся;
  19. участвовать в разработке и совершенствовании документации СМК, выработке рекомендаций и предложений, имеющие отношение к деятельности  ЦМК в целях улучшения СМК Колледжа.
  1. Права членов ЦМК:
  2. каждый преподаватель, входящий в состав ЦМК, имеет право выступать с педагогической  инициативой;
  3. принимать участие в обсуждении на педагогическом совете в вопросах деятельности и развития Колледжа;
  4. обмениваться опытом с преподавателями других ЦМК и других колледжей;
  5. вносить предложения по распределению педагогической нагрузки членов  ЦМК;
  6. знакомиться с проектами и решениями директора Колледжа, председателя ЦМК;
  7. проходить обучение и повышать квалификацию на внутренних семинарах, конференциях и внешних учебных центрах повышения квалификации.

        ​14. Порядок  и документирование деятельности

  1. ЦМК строит свою работу на принципах научности, гласности, с учетом интересов преподавателей. Она разрабатывает и проводит в жизнь материалы по основным направлениям ее деятельности с учетом методических проблем года;
  2. планирование систематизирует  методическое обеспечение учебного процесса с помощью учета мероприятий, направленных на улучшение качества подготовки специалистов, совершенствование учебно – методической документации;
  3. в планах работы ЦМК должно отражаться участие каждого   преподавателя в методической теме ЦМК;
  4. председатель ЦМК разрабатывает план заседаний по установленной форме   (Ф.07.5-04).  Периодичность заседаний  1 раз  в месяц;
  5. план  работы  ЦМК составляется на учебный год, рассматривается на заседании комиссии и утверждается заместителем директора по научной и учебно-методической работе  (Ф.07.5-03);
  6. план работы ЦМК должен основываться на проблемах, решение которых может внести существенные изменения в качество учебно-воспитательного процесса колледжа.
  7. план основывается на следующих принципах: многосторонность  по  содержанию, включение вопросов, относящихся к общим проблемам Колледжа и проблемам данного цикла;

внедрение в практику работы Колледжа современных методов обучения, для обеспечения требований ГОСО, новейших достижений науки и передового опыта, информационных технологий; развитию творческой инициативы каждого из преподавателей, входящих в комиссию.

  1. Исходными данными для составления плана работы ЦМК являются:
  1. СП КИТиГ-16-2014 Положение «О проведении предметных недель»;
  2. Стратегический и оперативный (комплексный) план работы колледжа;
  3. решение  учебно-методического совета  об  основных направлениях методической работы на год.
  1. Все вопросы в плане формулируются четко, с указанием сроков и ответственных за выполнение.
  2. Вопросы, которые были раздельно представлены в плане работы, объединяются (например, перечисленные в плане работы, календарно-тематические планы преподавателей цикла в плане заседаний указывается одной строчкой «Рассмотрение календарно-тематических планов преподавателей»).
  3. При составлении плана заседаний ЦМК следует:
  1. выносить на заседание ЦМК не более трех вопросов (не считая кратких информаций по организованным вопросам);
  2. необходимо предусмотреть формулировку каждого пункта плана заседаний ЦМК, добиваясь их четкости, конкретности, требующими определенных действий, не допускающими различных толкований.

 

  1. Взаимодействие со структурными подразделениями

     ЦМК  взаимодействует:

1) с заместителем директора по учебной работе – по вопросам составления промежуточных и итоговых аттестаций, статистических отчетов;

2) с заместителем директора по воспитательной работе – по вопросам организации, проведения и координации воспитательной работы;

3) с заместителем директора по учебно-производственной работе – по вопросам профессионального обучения;

4) с библиотекой – по вопросам обеспеченности студентов и ИПР учебно-методической и справочной литературой;

5) с  заместителем  директора  по  хозяйственной  работе  –  по  вопросам материально-технического обеспечения образовательного процесса;

6) с заместителем директора по научной и учебно-методической работе —  по вопросам разработки и экспертизы, согласованию и обсуждению учебных планов, рабочих учебных программ, программ производственной практики, календарно-тематических и поурочных  планов, организации и  проведении промежуточной  и итоговой аттестации студентов;

7) с методистом Колледжа – по вопросам совершенствования методического и профессионального мастерства преподавателей, пополнения их профессиональных знаний, оказания помощи начинающим преподавателям.

 

7.  Порядок разработки и внесения изменения

Порядок разработки Положения и внесения изменений осуществляется в соответствии с требованиями СТП КИТиГ-02-2014 Стандарт предприятия «Управление документацией».

8.   Конфиденциальность

Настоящее Положение является документом СМК обязательным для применения персоналом Колледжа и не подлежит передаче другим сторонам, кроме внутренних аудиторов, в период проведения проверок и представителей органа по сертификации, а также иных лиц по их требованию с разрешения Директора Колледжа.